Культура, как квинтэссенция Духа, Души и Сознания Расы. Глава 9-11

Глава 9. Антисмыслы, антиобразы, антидеятели

Вся масса деятелей культуры всегда была очень неоднородна. От подлинных творцов, до третьесортных, серых, малоспособных художников, музыкантов, литераторов, теоретиков, деятелей науки. Последние всегда были очень активны в продвижении своих трудов. Они компенсировали своей активностью и изворотливостью отсутствие настоящего таланта, самоотверженности, ответственности, искренности, высоты Духа и глубины Души.

Эта серая масса стала преобладать и задавать тон. Основная их деятельность состояла и состоит в имитации, симуляции, подделке, замене истинного ложным.

Так как они сами не могли достучаться, достать глубины и высоты в своей работе, шла лавина упрощений и огрублений. Огрублений во всём, в понятиях, в образах, в смыслах. Подмена, выхолащивание, подтасовка – это каждодневная работа огромной массы деятелей культуры. Всё это происходит громко, скандально, нагло и постоянно. Обычный человек огорошен, сбит с толку и буквально не понимает, что происходит. А эта братия показывает ему карикатуру на высокое.

Этот процесс ускорился за последние 150 лет. Его ускорили искусственно. Запущенные процессы деградации в общественном сознании подтолкнули и усилили изнутри.

«Культура» как продукт деятельности множественных хаотичных и мелких групп, на первый взгляд противоречивых и враждебных друг другу, создавался с огромной скоростью на всех уровнях, затем этот продукт в сыром, неготовом виде вбрасывался в массы. Этот культурный продукт не был обработан теоретиками и философами. И только потом его собирали, осмысливали, классифицировали и описывали.

Такого раньше не было и не могло быть. Теоретиками и философами направление движения культуры ожидалось. Предполагались пути её развития. А затем деятели в разных областях начинали отвечать на потребности мыслителей, тех, кто торил им дорогу. Писатели, учёные, деятели искусства обсуждали идеи развития общества, а затем в образах и картинах, в законах и нормах поведения отвечали и закрепляли общественное направление. Тем самым, разъясняя остальным членам общества, куда и как следует двигаться.


Глава 10. Перевёрнутые смыслы, как принципы направляющие ускоренную деградацию человека

Во второй половине 19-го века произошёл большой сдвиг, большой скачок.

Сработал спусковой крючок, и деятели культуры стали выбрасывать на «рынок культуры» разношерстную продукцию. Появились прямо противоположные и даже зачастую враждебные направления в общественной мысли. Сначала они были сильными и мощными, и вбирали в себя значительные группы философов, учёных, представителей управленческих структур, общественных деятелей. Они выпусками манифесты, печатали меморандумы. Обозначали свои границы и громили соперников. К ним подключались глашатаи - мастера слова: писатели и поэты. Их друзья и соратники, художники и музыканты оформляли идеи, как художественные направления. Выставки, шумные дебаты, разоблачение представителей других направлений набирали силу, мощь и приобретали оттенки скандала, экзальтации, фурора, буффонады. Театр и эпатаж стали постоянным сопровождением «культурных процессов». К началу 20-го века все направления стали мельчать, множиться и терять остроту. Деятели культуры, которые в конце 19-го века принадлежали к разным направлениям и раньше не могли сесть за один стол и подать друг другу руки, сменились на тех, кто из одного лагеря переходил в другой, иногда прямо противоположный без всякого зазрения совести.

Движения и направления множились, и культурологи, и теоретики едва успевали описывать их и впихивать в группы и классы. Сложности были с определениями направлений, с названиями. Но главным была полная утрат смыслов, измельчание образов, размывание их и их полное нивелирование до ничто.

Это тот момент, когда появляется абстрактное в культуре, в мышлении, в искусстве.

Абстрактное – это то, чего не существует в природе, то, чего не существует в космосе.

Абстрактное – это элементы хаоса. 20-й век – время, когда в тело культуры был запущен хаос. И первым делом он был запущен в сознание деятелей культуры.

И они его понесли в широкие массы общества. Абстрактное искусство и мышление стало модным, шокирующим, экстравагантным, элитарным. И тем самым притягательным для широких слоёв. Его невозможно было объяснить с точки зрения движения культуры к высшему. Поэтому его называли искусством для избранных, труднопонимаемым. Это была простая закладка, ловушка для простаков. И очень многие попались.


Глава 11. Культура и антикультура

Слой культуры или культурная прослойка стала дробиться и множиться.

И в ней началось броуновское движение. Столкновение идей, названий, рождение новых и всё большее мельчание всего. Деятели культуры могли уже не иметь профессионального образования, не учились долго приёмам мастерства. Открылись шлюзы культуры для дилетантов, недоучек, ловкачей и аферистов.

И хлынул мутный поток всяких в культуру. Эпатаж, крик, вой, визг, взрыв, неприличное, низменное – это то, что потекло в культуру с разных сторон.

Остатки, островки мысли, где был поиск высшего, размывались потоками непотребного. Эта лавина скоростью и напором подмыла всё живое, целостное и высокое, и унесла его в селевом потоке, оставив мусор и грязь везде.

Деятели культуры, которые описывали культурные процессы, пытались осмыслить их, систематизировать и указать на источники направлений и движений. Они опирались на модель развития культуры, как движение вперёд. От простого к сложному, от примитивного к глубокому и высокому. Развитие культуры предполагало усложнение, многослойность, разворачивание пластов, подтекстов во времени.

Идея усложнения человека в процессе развития культуры предполагает опережающее усложнение самой культуры, а затем движение человека к усложнению, его разностороннему развитию под влиянием культуры, культурных процессов. На самом деле в общественном сознании был запущен обратный процесс на остановку развития. В течение нескольких столетий он шёл не быстро, что в широких кругах общественного сознания не вызывало заметной тревоги.

Отдельные деятели культуры, чьё развитие заметно опережало состояние сознания большинства, высказывались резко критически, но им приписывали то, что они задают слишком высокую планку гения, которую большинству достичь невозможно. Теория прогресса общества возникала снова и снова, и стала основной, сквозной мыслью, формирующей общественное сознание.

Чем ближе человечество подвигалось к 20-му веку, тем больше стала заметна пропасть между реальностью и теорией развития общества.

Теоретики, культурологи, философы искали объяснения, оправдания, подоплёку этому противоречию, этой нестыковке. Называли это остановкой, смертью одного процесса и рождением нового.

Но никто не рассматривал ситуацию таким образом, что в общественном сознании был запущен процесс деградации, упрощения, нивелирования и приведения общества к некому линейному уровню.

В 20-м веке этот процесс не просто стал виден невооружённым глазом в разных направлениях культуры и общественного сознания, а стал массовым и затронул широкие слои повсеместно.

Деятели культуры описывая его возмущались падением нравов, уровнем интеллекта, мелочностью тем, идей и вопросов, занимающих человечество. Остро чувствовали разрыв между культурным слоем и остальными людьми. На самом деле процессы деградации запускали сами деятели культуры. Они и были пусковым механизмом этого процесса. В основной массе неосознанно. Хотя отдельные представители вполне сознательно являлись непосредственными исполнителями тех, кто явно, а большей частью скрытно, управляли и управляют процессами жизнеустройства на Земле.

Долгое время процесс разрушения сознания шёл плавно и незаметно, разъедая основы и деформируя смыслы.

И только подойдя к 20-му веку, произошло несколько резких скачков вниз. Те, кто занимался изучением общественного сознания, объясняли это Первой мировой войной, революциями, голодом, эпидемией, разрухой. Но напрямую это было никак не связано. Войны и болезни могут вызывать разные подвижки в сознании, в том числе и подъём Духа, рождение подвига и высокое объединение людей.