Искусство. Глава 5-9

Глава 5. Образование двух потоков.

Происходит нечто. Условия, задающие течение жизни начинают меняться. Сначала немного, потом ещё. Шаг в сторону. Смена условий откликается в качествах. Поменялись акценты, пригасли цвета, звуки сменили октаву, русло жизни сдвинулось. Весной река разлилась, к осени обмелела…

Сдвиг вовне и русло реки разделилось на два. Одно широкое, полноводное. Во время дождей или таяния снегов, в нём вода пребывает, бурлит. Широко русло, но не понятно,  откуда исток и куда вода направляет путь.

Другое русло во многих местах обмелело. Специальные службы за ним следят, углубляют, очищают. Чтобы не осыпались берега,  засаживают деревьями. Вода чистая, течение есть, исток ясен и цель  видна, а жизни в этом русле нет.

Это два символических  русла, на которые разделилась река искусства. Искусство народное и искусство элитарное.

С того момента, когда искусство разделилось на два направления - искусство элитарное для элиты и искусство народное для всех остальных, соединить их уже было невозможно. Возникало несколько периодов в истории человечества, когда удавалось слить эти два потока в один. Но ситуация менялась, и они снова расходились.

Началось это разделение в сознании. Сознание правящей верхушки выделило, отделило себя от остального человечества и это сразу нашло своё отражение в искусстве.

Власть имущие – небольшой слой, пленка на массе человечества. Им потребовалось нечто для закрепления своего положения. Они считали, что им по праву сильного должна принадлежать власть.

Власть – это управление средствами, землей, ресурсами, правом, идеологией, армией.

Олицетворяют постоянство власти, её преемственность, - знаки и символы. Выражается власть через эти очевидные вещи.


Глава 6. Элитарное искусство.

Предметы искусства и стали обозначением власти и богатства. Они закрепили существующее положение специальными символами и знаками в виде удивительных произведений. Это нашло своё отражение в филигранной работе талантливых мастеров.

Искусство стало служить для «высшего слоя общества» специальным элементом для выделения его в подчёркнуто отдельную группу. С этого момента предметы искусства становятся абсолютно недоступными для значительной массы человечества.

Эта ситуация складывалась в разных частях мира, на разных континентах. Везде, где общество разделялось, там искусство подчёркивало и оформляло это разделение.

Для широких масс стало вырисовываться другое направление - народное искусство. 

Практически до середины 19 века царственные особы, правители, владыки церкви, военноначальники и члены их семей изображались на своих портретах в виде греческих и римских богов. Или окруженные божественными сущностями христианского пантеона, парящими в небесах. Художники закрепляли статус власти, как данной от бога. Сейчас эти портреты доступны широким массам для обозрения и работают с сознанием людей также как и работали всегда. Эти портреты, картины работают и внутри элиты, закрепляя в их сознании право на власть над остальным человечеством.

Придворные художники – всегда были близки к власти. Они хорошо оплачивались и кормились с царского стола. Они писали парадные портреты и картины на исторические темы, пробрасывая в прошлое законность правящих династий. Художники и архитекторы обучались у лучших мастеров, а позднее в академиях.  Из них выбирались талантливые и лояльные власти.  Им платили стипендии и давали возможность обучаться там, где искусство было наиболее развито. Затем они возвращались домой, и служили своим покровителям, до самой смерти, так как, видя близко своих хозяев, многое знали о них.

Это касалось всех музыкантов, ювелиров, портных. Все искусные мастера были на виду и практически все были на службе у царских фамилий, пап, кардиналов, аристократов и им подобных.


Глава 7. Власть.

Покровители искусств, это люди с большими деньгами, приближенные к власти, имеющие титулы и возможность благотворить, одаривать деньгами и должностями. Это они диктовали и диктуют сюжеты, моду и идеологию художникам, а не наоборот.

Мало обладать властью, она должна быть закреплена и очевидна другим.  Знаки и отличия властных персон должен видеть каждый и те, кто к ней не принадлежит, и те кто имеет к власти прямое отношение, чтобы узнавать друг друга.

Элитарное искусство служило и служит  для закрепления статуса. Сюда можно отнести и этику, искусство говорить, искусство двигаться, искусство одеваться, искусство реагировать на окружающий мир.

Искусство, как средство сегрегации.


Глава 8. Вливание жизни в искусство.

Появление искусства обозначило переход от жизни, от живого к неживому, искусственному.

Само появление искусства, его усложнение и разветвление, создание искусственного, потребовало необходимость придания жизни самому произведению искусства. Был запущен процесс имитации живого. Чем талантливее художник, музыкант, литератор, тем больше он вкладывает жизни в искусственное.

Гениальные авторы так много живого импульса вкладывали в свои произведения, что они дышат жизнью. Чем выше произведение, тем больше в него вложено жизни.

Гениальные авторы будят в зрителях, в слушателях живой импульс и сами оживают заново благодаря прочтению или исполнению своих произведений.

Вся остальная многочисленная продукция, имеющая отношение к искусству, не вызывает сильного отклика. Сила живого в ней мала. Этот отклик может длиться в течение спектакля, чтения книги, прослушивания музыки или посещения музея, а затем он гаснет, если человек возвращается к обыденной жизни.

Существует значительная часть произведений, относящихся к искусству, которые вообще не затрагивают в человеке ничего, не оставляют никакого следа. Они могут быть выполнены по всем канонам и даже с известным мастерством отражать современную жизнь.  Быть на пике моды. Они ничего живого не передают и никакого отклика не вызывают. Это становится заметно, когда мода на какого-либо художника, композитора или режиссёра проходит, и о нём забывают, как будто его и не было никогда.

С произведениями искусства, в которых есть жизнь, такого не происходит.  Они могут на некоторое время уйти в тень со смертью авторов или покровителей, но потом разными путями появляются вновь.  Они находят своих почитателей и хранителей, и начинают жить своей собственной жизнью. Они всегда находят живой отклик в сердцах тех, кто соприкасается с ними.

Есть такие произведения искусства, к которым принадлежит термин «вечные». В них вложен импульс красоты самой жизни и сила любви. Они живут своей вечной жизнью и их принадлежность к какому-либо периоду человеческой истории не имеет значения.

Обстановка, костюмы, особенности речи, правила жизни имеют характерные черты своего времени и являются скорее дополнительными красками в произведениях искусства, которые подсвечивают главное - тягу к чистому, к высокому, к вечному.

Глава 9. Искусство народное.

Искусство народное, искусство широких слоёв тоже давало мастеров высокого уровня. Они оттачивали свои навыки не одну жизнь и передавали свои умения другим. Широкого образования в виде сети институтов здесь не было, не было и специально подготовленных учителей. Мастеров отфильтровывала сама жизнь. Они славились своими изделиями и к ним шли учиться, отдавали детей для овладения мастерством. Люди напитывались природой, красотой окружающего мира, знаниями об устройстве Земли, Солнечной системы, Мироздания. Сначала люди считывали их из чистых источников, а затем, когда источники были утрачены, они передавали свои знания от отца к сыну, от мастера к ученику. Учили работе с материалом, с пространством, соразмерности с человеком. Главным в работе была нацеленность на высокое, на долгое служение человеку, в глазах которого всегда были солнце и звёзды.

Народные мастера передавали традиции и в этих традициях почти до наших дней дошли знаки и символы, несущие в себе изначальное, чистое, красоту и гармонию мира.

Люди элитарного искусства часто обращались за темами, за правдивостью к народному искусству, к корням. Но очень многие из них считали народное искусство грубым, примитивным и слишком простым. Примитивные темы, примитивные приёмы, грубая работа.

Работа действительно грубела, как грубели и сами люди. Уходили знания, тонкость и изящество. Грубела жизнь. Многие жизни подряд люди выживали в нечеловеческих условиях. Главным было сохраниться, сохранить детей и выжить самим.                                   Были времена, когда на Земле вместо жизни и творчества можно поставить прочерк. И таких периодов было немало. Потом, когда жизнь на Земле возобновлялась, элитарное искусство специальными усилиями поддерживалось и поднималось. В нём нуждался правящий слой. А народное искусство возобновлялось само, самим ходом жизни. И в те моменты, когда жизнь чуть отпускала, народное искусство разливалось полноводной рекой. По сию пору сохранилось множество артефактов в разных концах Земли и в России, свидетельствующих о нескольких всплесках народного искусства.

Народное искусство всегда имело основательность, крепкую связь с землёй и устремлённость ввысь к солнцу, к звёздам. Это солнечные, звёздные узоры и орнаменты, шатровые крыши и купола. И многое- многое другое в прикладном, декоративном, песенном творчестве. В народном искусстве всегда выстаивалась ось Земля - Небо и всё на эту ось нанизывалось. Сказки, песни, одежда, утварь, домостроение…

Земное прочное, основательное, устойчивое. А небесное – волшебное, летящее, ажурное, высокое, лёгкое, рождающее мечту. В народном искусстве земное и небесное всегда вместе. Одно вплетается в другое, одно вытекает из другого. Их не разделить, они не живут отдельно. В этом гармония народного искусства.